17:49:21 29.04.2019
205
0
Автор: Анисимова Ева
Политический строй и памятники культуры
Когда разрушаются памятники, стирается и история. Сооружение памятника несёт в себе особый смысл, послание будущим поколениям. Зачем же тогда в двадцатом веке уничтожали памятники и что происходит сейчас?

Введение

Самые знаменательные события в стране люди стараются увековечить в памятниках. Какой бы история не была, мы должны сохранять, приумножать своё наследие. В истории нет ни чёрных пятен, ни белых, она не должна быть искажена, мы не вправе менять исторические факты по своему усмотрению, а тем более по политическому мнению. Люди забывают прошлое, важные даты истории страны могут не дойти до следующего поколения.

В России за ХХ век три раза менялся общественный строй, и с каждой сменой власти с большим энтузиазмом принимались за уничтожение исторических памятников, созданных по воле народа, для которого и менялась власть. Изменение отношения людей к историческим памятникам и стало проблемой данного проекта.

Проблема сохранения историко-культурного наследия в современных условиях приобретает особую актуальность. Ощущая свою причастность к истории, мы заботимся о сохранении всего того, что дорого памяти народной.

Цель работы: выявить причину изменения отношения к историческим памятникам и предложить варианты их восстановления и сохранения.

Задачи исследовательской работы:

  • Изучить литературные источники, интернет ресурсы по данной теме.
  • Рассмотреть влияние политического строя на сохранность или разрушение памятников.
  • Предложить способы к решению поставленной проблемы.

К теме сноса и восстановления исторических памятников постоянно обращаются. В своей статье «Любовь, уважение, знание» академик Д.С. Лихачев поднимает тему поругания народной святыни, а именно рассказывает о взрыве памятника Багратиону, герою Отечественной войны 1812 года. Лихачевым была разработана «Декларация культуры», в которой автор призывает защищать и поддерживать культурные традиции на международном уровне. С.В. Заграевский в статье «Памятники: ставить или не ставить, сносить или не сносить?» пишет, что памятники принадлежат не только увековечиваемой персоне и нашей памяти о ней, они принадлежат своей эпохе, и, уничтожая их, мы стремимся стереть или исказить и память о той эпохе. Утрата исторической памяти – признак не силы, а слабости общества.

Нельзя не отметить и статью Ю.В. Соколова «Современное использование памятников архитектуру», в которой показано разнообразие вариантов использования памятников, позволяющее сохранить культурно-исторический потенциал и сделать эксплуатацию памятников экономически привлекательной.

 Можно продолжать этот ряд статей, но я хотела бы изложить свою точку зрения в данном проекте.

Зачем нужны исторические памятники?

Люди всегда старались увековечить знаменательные события, произошедшие в их времена, донести до будущего то, что происходило с ними важного, неповторимого, оставить потомкам память о людях, вершивших историю. Между памятниками и обществом существует не всегда видимая связь. Памятники, как часть историко-культурной среды, в которой живёт и развивается человек, уже своим физическим существованием оказывают влияние на формирование его знаний об истории и культуре и тем самым - на его мировоззрение.

Памятники своим величием дают эмоциональный заряд, внушают уважение к истории своей страны, помогают сохранять значимое прошлое. Они призваны воспитывать в гражданах чувство гордости за предков. Иногда памятники ставят живым людям, которые отличились чем-то хорошим.

 Мы можем судить о давних событиях и героях, живших в  прошлом, по историческим документам и памятникам. Пройдёт совсем немного времени, и не останется в живых очевидцев Великой Отечественной войны, а памятник, который рассказывает о подвиге русского народа, позволит потомкам не забывать о нём.

Первый памятник в России был поставлен военному человеку Сергею Леонтьевичу Бухвостову. Когда Петр I вознамерился умножить число набранных потешных войск, то Бухвостов 30 ноября 1683 года первым  предстал перед государем. По приказу Петра первому добровольцу русской регулярной армии было присвоено почётное звание Первого Российского Солдата. За 69 лет жизни (16591728) Бухвостов дослужился до майора. Чтобы сохранить память о первом русском солдате, Петр I приказал скульптору Карло Растрелли отлить из бронзы скульптурный портрет Бухвостова и поставить его "на некое возвышение" - то есть, на пьедестал. Но этот памятник, к сожалению, не сохранился.

Архитектурные памятники, которыми богата наша страна, играют важную роль: благодаря древним строениям удаётся проникнуться духом эпохи, давно минувшей, почувствовать его. Но приходится с сожалением констатировать факты безобразного отношения к памятникам архитектуры Руси, которые воздвигались на заре своей государственности.

В России меры по охране отдельных памятников старины впервые были приняты Петром I в 1722 году. А в настоящее время существует специальная государственная структура - центр по сохранению историко-культурного наследия, где среди прочих специалистов есть и археологическая служба. В Конституции Российской Федерации (Статья 44) записано: Каждый  обязан заботиться о сохранении исторического и культурного  наследия, беречь памятники истории и культуры.

Политические режимы и памятники

В царской России памятники ставили в честь знаменательных исторических событий или известных людей. Это были храмы или памятники в честь победы, например, Храм Покрова на рву – в честь взятия Казани Иваном Грозным, памятник в честь Бородинского сражения на батарее Раевского или Колонна Славы в Санкт-Петербурге - в честь победы России в Русско-Турецкой войне; памятники полководцам: Суворову А.В., Багратиону П.И., Кутузову М.И. и т.д.; памятники реформаторам: Столыпину П.А., Александру II, Петру I; и, конечно же, правителям, начиная от первых Рюриковичей до последнего Романова.

В годы революции памятники культуры оказались под угрозой гибели в результате действий корыстных людей и тех, кто по невежеству «не ведал, что творил», а также развивались очень опасные идеи, ставившие под сомнение необходимость охраны памятников.

14 апреля 1918 года в “Известиях” был опубликован очередной декрет Совета Народных Комиссаров, называвшийся “О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов памятников Российской Социалистической революции”.

Текст декрета: "В ознаменование великого переворота, преобразившего Россию, Совет Народных Комиссаров постановляет: «…Памятники, воздвигнутые в честь царей и их слуг и не представляющие интереса ни с исторической, ни с художественной стороны, подлежат снятию с площадей и улиц и частью перенесению в склады, частью использованию утилитарного характера…».

Но главным объектом новой власти становятся православные, католические храмы и мечети. В рамках антирелигиозной пропаганды в СССР проводилась кампания по массовому уничтожению объектов религиозного культа, в частности церквей. Больше всего гонений выпало на Русскую Православную церковь. В 1914 году на территории Российской империи, по официальным данным, насчитывалось 54 174 православных храма (включая монастырские, домовые, кладбищенские, недействующие и приписные, но без учёта военных церквей), 25 593 часовни, 1025 монастырей. В 1987 году в СССР оставалось 6893 православных храма и 15 монастырей. Эти данные относятся к сохранившимся на 1987 год действующим храмам и монастырям. Так как огромное количество культовых сооружений было приспособлено под музеи, склады, дома культуры (и даже квартиры), то точное количество именно уничтоженных (то есть взорванных или разобранных) храмов установить крайне трудно.

В годы Великой Отечественной войны отношение власти к церкви изменилось. Война коренным образом изменила весь привычный уклад жизни в стране, не могло не измениться и положение Церкви и отношение к ней советского государства. Уже первые слова обращения И. Сталина к народу 3 июля 1941 г.: «Дорогие соотечественники! Братья и сестры!» были подсказаны не марксистско-ленинской идеологией, а скорее церковной проповедью. Безусловно, подталкивал Сталина к изменению государственно-церковных отношений и тот фактор, что по мере оккупации советской территории нацистские власти рассчитывали привлечь на свою сторону симпатии многомиллионной массы верующих и начали открывать храмы. В итоге «перемены курса» за пять последующих лет (1944—1948) на территории СССР были открыты сотни храмов и даже один монастырь — Троице-Сергиева лавра. Подавляющая часть находившегося в лагерях духовенства была освобождена из заключения.

В эпоху тоталитарной системы в Советском Союзе повсеместно устанавливаются памятники В.И. Ленину и И.В. Сталину.  Кроме этого  устанавливаются памятники героям труда, героям Гражданской войны.

После смерти И.В. Сталина начинает править Н.С. Хрущев.  При Хрущеве  вторая после 20-х годов волна сноса исторических памятников. Он боролся с пережитками прошлого, религией, закрывал и сносил монастыри. При строительстве Дворца съездов был уничтожен Чудов монастырь. «Перестраивая Москву, мы не должны бояться снести дерево, церквушку или какой-нибудь храм!» заявил Н. С. Хрущев на одном из пленумов ЦК. Борьба с Церковью идёт в русле борьбы Хрущева с «культом личности Сталина», с тем, что делал и какую политику проводил Сталин. На ХХ съезде КПСС в 1956 г. в СССР был развенчан культ личности Сталина,  и по всей стране начался массовый снос памятников «вождю мирового пролетариата» - уцелели лишь единицы, а от большинства из них остались лишь фотографии.

Правление Л.И. Брежнева принято называть «застоем», что  в полной мере отражало суть той эпохи. Тогда, в отличие от 1920-30-х годов, в стране не пытались революционно изменить градостроительство и организацию общественного пространства, идеологическое влияние было меньше. Изменилась и трактовка коммунизма, построение которого считалось главной целью советской власти. Москва была объявлена «образцовым коммунистическим городом». В результате были безвозвратно утрачены многие ценные памятники архитектуры XVIII-XIX веков. Например, ради возведения Кремлевского дворца съездов  в Кремле был снесен Кавалерский корпус, который признали малоценным объектом культурного наследия. Его не спасло даже то, что в нем в 1918 году жил и работал Ленин.

В годы “перестройки” (с марта 1985г.) политика государства по отношению к церкви вновь изменилась: стали открываться новые храмы всех вероисповеданий, церкви были возвращены тысячи храмов и монастырей.

1991 год. После провала ГКЧП 22 августа Москву охватила волна погромов и стихийного сноса памятников деятелям так называемого «тоталитарного режима». Были снесены памятники Дзержинскому, Свердлову, Калинину и другим. После событий 1991 года по всей стране демонтировали памятники советских деятелей, который впоследствии свезли в парк на Крымском валу и хаотично уложили на землю. Существование этого «склада» привело к постановлению о создании Музея скульптуры под открытым небом, подписанного мэром Москвы Юрием Лужковым 24 января 1992 года. Так появился Парк искусств «Музеон» — музей скульптуры в Москве под открытым небом, крупнейший в России. В парке установлено более 1000 работ. В коллекции Музеона представлены монументы вождей 30-50-х годов, памятники эпохи соцреализма и бюсты Героев Социалистического Труда, а также работы скульпторов-авангардистов. Они расположены вдоль аллеи и на газонах, доступ к которым не ограничен: посетители музея свободно гуляют среди скульптур, прикасаются к ним и фотографируются.

Архитектурные сооружения

Храм Христа Спасителя

В нашей стране всегда было принято отмечать победу в войне возведением церквей и соборов. Например, Ярослав Мудрый построил Софию Киевскую сразу после победы над печенегами, множество соборов было построено после победы над полчищами Мамая на Куликовском поле, а собор во имя Казанской иконы Божией Матери напоминает об изгнании польско-литовских захватчиков из Москвы в 17 веке.

Храм Христа Спасителя был возведён в честь героев Отечественной войны 1812 года, как великий памятник смелости духа русского народа. Идея возведения храма в честь победы России над армией Наполеона принадлежала генералу армии Михаилу Кикину и была передана российскому императору Александру I. Под чутким руководством архитектора Константина Тона возведение храма началось в 1839 году и завершилось только в 1881 году. Храм сразу стал важным центром религиозной и культурной жизни всей страны: именно в этом соборе впервые прозвучала «Увертюра 1812 года» Чайковского, которая была написана композитором в ознаменование победы России в Отечественной войне над Наполеоном, хор Храма, организованный в 1901 году, считался лучшим в стране, в нем звучали голоса Константина Розова и Федора Шаляпина.

Во времена правления Иосифа Сталина Храм Христа Спасителя был принудительно взорван. В 1930 году Николай Владимирович Арнольд написал стихотворение «Храм Христа Спасителя». Все, кому была дорога эта русская святыня, переписывали его от руки, передавая друг другу:

Прощай, хранитель Русской славы,

Великолепный храм Христа,

 Наш великан золотоглавый,

 Что над столицею блистал!

 По гениальной мысли Тона

 Ты был в величии простой,

 Твоя гигантская корона

 Горела солнцем над Москвой.

 С тобой умолкли отголоски

 Великого Бородина,

 Исчезли мраморные доски

 И с ними храбрых имена.

 Кутузов и Барклай-де-Толли,

 Граф Витгенштейн, Багратион –

 Не мог сломить на бранном поле

 Вас даже  сам Наполеон!

Давыдов, Фигнер и Сеславин,

 Тучков, Раевский, Багговут –

 Кто вам по храбрости был равен

 Пускай подобных назовут!

Мне жаль художников и зодчих,

 Большой сорокалетний труд;

 И помириться мысль не хочет,

 Что храм Спасителя снесут.

Над этой гордостью московской

 Трудилось много мастеров:

 Нефф, Верещагин, Логановский,

 Толстой, Бруни и Васнецов.

 Клодт, Семирадский, Ромозанов,

 Маковский, Марков – это те,

 Кто разукрасил образами

 Храм в несказанной красоте.

 Нет ничего для нас святого!

 И разве это не позор,

 Что «шапка золота литого»

 Легла на плаху под топор!

 Прощай, хранитель Русской славы,

 Великолепный храм Христа,

 Наш великан золотоглавый,

 Что над столицею блистал!

В СССР на замену храму должен был прийти Дворец Советов – огромное здание, увенчанное Лениным, в высотах которого (во дворце должно было быть более 500 метров) скрывалось бы все, что только может потребоваться человеку.

Проект с 75-метровой статуей, в пьедестале которой был бы актовый зал на 20 тысяч мест, так и не реализовался. Причин множество: и грунт не тот, и актуальность строительства утеряна, после войны надо было восстанавливать страну. Поэтому на этом месте и был заложен бассейн Москва. Бассейн  «Москва» на месте храма существовал c 1960 по 1994 гг.

Общественное движение за восстановление Храма Христа Спасителя начало действовать ещё в конце 1980-х годов, после начала перестройки. Уже в 1994 году было начато восстановление Храма. Алексей Денисов, талантливый реставратор, старался над восстановлением облика собора XIX века. В этом помогли сохранившиеся чертежи и рисунки. Денисов был отстранен от работы, и далее постройку взял на себя Зураб Церетели. По его идее отделка фасада была выполнена в бронзе, что противоречит историческим данным. На сегодняшний день храм полностью восстановлен, однако его внешний вид не является повторением проекта Тона.

Сухарева башня

Сухарева башня, которую также называют Сухаревской, была построена в Москве в 1692—1695 годах. Башня стала уникальным  строением, единственным во всей России и наряду с Кремлём и его соборами, с храмом Василия Блаженного и Христа Спасителя, являлась символом Москвы вплоть до 1934 года. Сухарева башня стала первым в России гражданским сооружением такого масштаба. До её появления такими высокими строили лишь церковные колокольни.

 С 1700 по 1715 год в башне работала знаменитая математическая и навигацкая школа. Школа стала первым в России высшим специальным учебным заведением и первым флотским училищем - прародителем Петербургской морской академии. Затем долгое время Сухаревская башня находилась в ведении Московской конторы Адмиралтейской коллегии. Здесь располагались склады Балтийского флота и Архангельского порта.

 В 1931 году было принято решение о разработке плана Генеральной реконструкции Москвы, выполнение которого должно было изменить облик советской столицы, и саму его суть. На карте должен был появиться совершенно новый город – центр мировой пролетарской революции. В соответствии с этим планом началось планомерное уничтожение уникальных памятников истории и архитектуры. К тому же, набирала обороты антирелигиозная компания, в ходе которой также было уничтожено немало выдающихся памятников православной культуры. В 1934 году Сухаревская башня была снесена. Считалось, что сделано это было на благо города и москвичей. После того, как башню уничтожили, Сухаревскую площадь по предложению Кагановича переименовали в Колхозную.

Храм «Спас-на-Водах» (Петербург)

Храм «Спас-на-Водах» был построен в память о моряках, погибших в Цусимском сражении. Место храма в конце Английской набережной, невдалеке от верфей, где рождались корабли Русского флота, было освящено 19 февраля (4 марта) 1909 года на территории Ново-Адмиралтейского завода.

Уникальный храм-памятник стал «символом братской могилы для погибших без погребения героев-моряков» в русско-японской войне 1904—1905 годов. Одна из петербургских газет писала: «Там, где Нева, миновав все навесы мостов, вольно несёт свои волны в море, на берегу, оглушаемом шумом Нового Адмиралтейства, высится белый храм… Этот храм Христа Спасителя, сооружённый для вечного поминовения моряков, убиенных в русско-японскую войну».

По стенам верхнего храма собора древней славянской вязью были начертаны названия эскадренных броненосцев «Петропавловск», «Ослябя», «Наварин», крейсеров «Дмитрий Донской» и «Паллада», миноносцев «Стерегущий», «Грозный» и «Громкий», транспорта «Камчатка» и «Иртыш» и всех остальных судов Первой и Второй Тихоокеанских эскадр, а также Владивостокского отряда крейсеров  (всего 91 корабля).

Под каждым из названий кораблей были указаны эскадры, куда они входили, и даты боёв, в которых принимали участие, с числом погибших.  На стенах верхней церкви были установлены бронзовые доски с именами погибших моряков и названиями кораблей. Среди 12 тыс. имён было и имя адмирала С. О. Макарова.

8 марта 1932 года храм был окончательно закрыт и вскоре взорван, несмотря на тысячи собранных подписей. Священнослужители храма и часть прихожан были репрессированы.

В 1990 году был создан Комитет по восстановлению храма «Спас-на-Водах». 27 мая 1998 года — в 93-ю годовщину Цусимского сражения была заложена часовня. 24 мая 2003 года часовня торжественно была освящена. После освящения в часовню были переданы в дар церковные и морские реликвии, которые хранились в семьях потомков российских морских офицеров.

Утраченные храмы Московского Кремля

Московский Кремль, главный историко-художественный комплекс города, его древнейшая часть, издревле был средоточием не только политической, но и духовной власти страны. Его святыням приходила поклониться вся Россия, на его территории испокон веков строились величественные храмы, создавались монастыри. Но судьба последних была незавидной.

По данным автора исследования о московских храмах «Сорок сороков» Петра Паламарчука11, к 1917 году Кремль украшали маковки 31 храма. После революции уничтожили 17 церквей. При изъятии церковных ценностей из кремлевских храмов вывезли пять тонн серебра и почти центнер золота. Кроме церквей, за зубчатой стеной находилось 54 исторических сооружения – Оружейная палата, Малый Николаевский дворец, часовни, памятник Александру II и многое другое.

До XXI века не дожило 26 из этих строений. Снос «наследий империализма» не ограничивался кремлёвским ареалом. Покушались даже на храм Василия Блаженного. На удивление, реставратор Барановский, отказавшийся обмерять храм для расчёта взрывчатки, был лишь выслан из Москвы. А многих его коллег расстреляли. Начало уничтожению Кремля положил Ленин, лично выкорчевав крест с Распятием Христовым на месте гибели Великого князя Сергея Александровича.

Вознесенский монастырь

Вознесенский монастырь — разрушенный в 1929 году женский монастырь в Московском Кремле. Находился около Спасской башни слева и почти вплотную примыкал к кремлёвской стене. В Средние века служил местом погребения представителей московского великокняжеского рода женского пола. По преданию, монастырь был основан великой княгиней Евдокией, женой Дмитрия Донского. О точной дате основания Вознесенского монастыря нет достоверных сведений, но предполагается, что это было в 1386 г. Первая Вознесенская соборная церковь была построена из дерева.

Чудов монастырь.

Был основан в 1358 году. Чудов монастырь за свои века был настоящей обителью русского просвещения: в его стенах жил известный гуманист, богослов и писатель Максим Грек, здесь патриарх Филарет устроил «патриаршую школу» – греко-латинское училище, ставшее предтечей Славяно-Греко-Латинской Академии, в нем преподавали Арсений Грек и Епифаний Славинецкий. В 1658 году Епифаний перевёл для государя и патриарха «дохтурскую книгу» – новое и ещё редкое в Москве медицинское пособие, так как медицина только входила в московский обиход.

В Чудов монастырь по традиции отправляли детей знатных бояр «от дурного общества» – учиться и воспитываться, а по достижении 16 лет они возвращались в обычную жизнь. 1812 год своими последствиями для Чудова монастыря сравним только с 1917 годом. После пожара Чудов восстановили уже в 1814 году. В 1826 году Николай I праздновал в Чудовом первую победу над Персией. Военные трофеи, ключи от крепостей и «знамёна шаховы», остались на вечное хранение в обители.

В эпоху Великих Реформ императора Александра II при Чудовом монастыре начал работу высочайше утверждённый комитет для сбора и хранения всенародных пожертвований на строительство храма во имя св. Александра Невского – в честь освобождения русских крестьян от рабства.

Этот великий храм, следующий по статусу после храма Христа Спасителя, так и не был построен в Москве: только в 1904 году торжественно освятили место его закладки на Миусской площади и приурочили его сооружение к 50-летнему юбилею отмены крепостного права. И только в 1913 году начались строительные работы, прерванные I мировой войной. 1917 год принёс Чудову монастырю гибель. В том кровавом ноябре монастырь был обстрелян. А новым кремлёвским жильцам соседство с монастырём не понравилось, и уже в 1919 году монастырь закрыли. В его помещении открылся кооператив. Потом из монастыря изъяли ценности и передали его под кремлевский Лечсанупр, где самые лучшие врачи лечили верховных пациентов. В декабре 1929 года Чудов монастырь был полностью разрушен.

Мощи святителя Алексия перенесли в Архангельский собор, а в 1947 году патриарх Алексий I просил перенести их в Елоховский собор, где они покоятся и в наши дни. Иконы из монастыря передали в Оружейную палату и в Третьяковскую галерею. И ныне ничего не напоминает о Чудовом монастыре.

В 1929 были взорваны Чудов и Вознесенский монастыри, свидетели и участники русской истории на протяжении полутысячи лет. Спустя 85 лет Владимир Путин предложил восстановить оба монастыря на прежнем месте.

Памятники

Памятник Михаилу Дмитриевичу Скобелеву

Генерал Михаил Скобелев принимал участие в боевых действиях в Туркменистане и Закаспийском крае, за что был награжден орденом Святого Георгия IV степени. Под его руководством были взяты Ловча, Плевна, Шейнов, открыта дорога на Стамбул, освобождена от турецкого ига Болгария. Талантливый военачальник не проиграл ни одного сражения, по военному мастерству и стратегии Скобелева заслуженно считали равным Суворову. Его вклад в становление Российской империи сложно переоценить. Он был воистину народным героем и любимцем, отличным полководцем и стратегом, имеющим тонкий военный подход и уважение к своим солдатам. О нем ходили легенды, а в народе его прозвали «Белым генералом» за то, что на белом коне и в белом мундире.  За свою недолгую жизнь генерал Скобелев выиграл немало сражений во благо Отечества, за что и был увековечен в памятном монументе на Тверской, которому, к сожалению, не суждено было долго простоять.

Впервые об установке  монумента генералу Скобелеву заговорили в 1907 году. Из-за отсутствия финансов в городской казне, было принято решение возвести памятник Скобелеву в Москве за народные средства – добровольные пожертвования жителей. С разрешения императора Скобелевский комитет приступил к организации сборов средств на строительство в 1908 году. Через два года в фонде для возведения монумента насчитывалось уже свыше 60 тысяч рублей.

24 июня 1912 года состоялось открытие памятника генералу Скобелеву. Располагался он напротив дома генерал-губернатора на Тверской площади. В связи с этим она была переименована в Скобелевскую площадь.

По бокам от генерала Скобелева располагались две группы верных солдат. По левую сторону от всадника были отображены солдаты, защищающие знамя в Среднеазиатском сражении. По правую сторону были увековечены солдаты, сражавшиеся с полководцем за освобождение славян во время русско-турецкой войны. 11 барельефов по периметру отображали подвиги полководца в битвах у Зеленых гор, Плевны, под Хивой, штурм Геок-Тепе и остальные героические сражения. С обратной стороны монумента размещалось напутствие Скобелева, данное им своим солдатам при битве под Плевной.

Октябрьское вооруженное восстание 1917 года в корне изменило ход истории, приоритеты и стала причиной тому, что снесли памятник Скобелеву в Москве. На смену монархическому строю резко пришёл коммунистический, что неминуемо влекло за собой и реформационные движения во всех отраслях по всей территории России. На почве образования нового реформационного правительства 12 апреля 1918 года была принята директива «О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг». Естественно, что монумент герою в белом мундире  был включён в список плановых работ по демонтажу памятников царского режима, а Скобелевская площадь в Москве была сразу переименована в Советскую.

1 мая 1918 года все части, включая барельефы и фонари, были варварски распилены, перенесены во двор Моссовета, а затем отправлены на переплавку. Работы велись по личному указанию Ленина заводом «Гужон», ныне – «Серп и молот». В скором времени на этом же месте был воздвигнут новый – трехгранная стела с первой Конституцией СССР. Летом 1918 года он был разобран как «не представляющий художественной ценности», а на его месте (площадь была переименована в Советскую) был вскоре поставлен обелиск Советской Конституции (более известный как обелиск Свободы), снятый в свою очередь в 1941 году.

К 800-летию в 1947 году Москвы на этом же месте был установлен широко сейчас известный памятник князю Юрию Долгорукому.

Одним из главных инициаторов увековечивания памяти Скобелева стал космонавт Алексей Леонов, возглавляющий Международный скобелевский комитет. В 2014 году памятник Скобелеву вернулся в Москву по инициативе российского военно-исторического общества (РВИО), но переехал: восстановленный монумент поместили перед Академией Генштаба Вооружённых сил. Памятник сделан по проекту Рукавишникова: как и прежде, отлитый из бронзы генерал Михаил Скобелев восседает на коне наверху восьмиметрового гранитного пьедестала. Монумент создан за счет пожертвований — бюджетные средства на его восстановление московская мэрия хотела найти ещё в 2007 году, когда объявлялся конкурс на лучший эскиз памятника, однако ни тогда, ни позже государственных денег на проект выделено не было.

Памятник царю Михаилу Фёдоровичу и крестьянину Ивану Сусанину

 Высочайшее соизволение на сооружение памятника Михаилу Фёдоровичу и Ивану Сусанину в Костроме последовало 8 июня 1835 года во время посещения губернского города Николаем I «во свидетельство, что благородные потомки видели в бессмертном подвиге Сусанина — спасении жизни новоизбранного русской землёй царя через пожертвование своей жизни — спасение православной веры и русского царства от чужеземного господства и порабощения». При этом предусматривалось возвести памятник не в Ипатьевском монастыре, а на центральной площади, которая в связи с этим переименовывалась из Екатеринославской в Сусанинскую.Монумент был воздвигнут в Костроме в 1851 году.

По этому поводу графиня Е. П. Ростопчина в стихотворении «На памятник, сооружаемый Сусанину», писала:

Тебе ль чугун, тебе ли мрамор ставить,

Сусанин доблестный и верный гражданин,

 Святой Руси достойный сын?

Тебя ли можем мы чрез памятник прославить?

Увековечим ли тебя в стране твоей

 Деяньем рук и грудами камней?

Чугун растопится… полудня мрамор белый

Раздробят долгие морозы русских зим…

Сразу после Октябрьской революции над памятником нависла угроза уничтожения: декрет Совнаркома от 12 апреля 1918 года «О памятниках республики» предусматривал снятие памятников, «воздвигнутых в честь царей и их слуг». Памятник «идеально» подходил под эту формулировку: налицо были фигуры и царя, и «слуги». Памятник был разрушен накануне первой годовщины революции в 1918 году. Тогда же Сусанинская площадь была переименована в площадь Революции.

История возведения ныне существующего памятника насчитывает два десятилетия. Первым директивным документом по этому поводу стало постановление о проектировании и сооружении памятника, принятое в 1947 году сессией Верховного Совета РСФСР. Торжественное открытие памятника состоялось только 28 сентября 1967 года. На нём присутствовала авторская группа, создавшая памятник — скульптор Н. А. Лавинский и архитекторы М. П. Бубнов и М. Ф. Марковский.

Памятник царю Михаилу Федоровичу открылся в Костроме в канун 400-летия династии на улице Горной. Он установлен во дворе дома, где живет бывший глава самоуправления Костромы Борис Коробов, руководивший городом в 1989-2003 годах.

Памятник Александру II

В России очень чтили память Царя-освободителя, Александра II погибшего от руки террористов. Его скульптурные изображения украшали многие города Российской Империи. Почти все они были безвозвратно утрачены после революции. Установленный в 1898 г. На территории Кремля памятник считался одним из главных в стране. Возвышавшаяся над статуей шатровая сень была облицована тёмно-розовым финляндским гранитом и украшена бронзой с позолотой, кровля шатра сделана из бронзовых листов, вызолоченных через огонь и залитых тёмно-зелёной эмалью. На сводах сквозной арочной галереи, окружавшей с трёх сторон сень со статуей, помещались 33 мозаичных портрета русских государей, выполненные по эскизам художника П. В. Жуковского. По фризу колоннады можно было прочесть: «Сооружён доброхотным иждивением русского народа».

Большевики разрушили его одним из первых и хотели на его месте поставить памятник Льву Толстому (которого отлучали от церкви неподалёку в Успенском соборе). Интересно, что памятник императору демонтировали уже в 1918 г., а сень сохранялась ещё долго, где-то до середины 30-х гг. Пустоты в основании памятника по воспоминаниям коменданта Кремля Малькова в 1918 году использовались в качестве морга для казнённых контрреволюционеров.

Исторические памятники Екатеринбурга

Екатерининский собор

Святая Екатерина стала покровительницей города, и 1 октября 1723 года, по распоряжению заводского начальства, на левом берегу Исети священник Тобольского полка Иван Ефимов освятил закладку Екатерининской церкви. Освящение Екатерининской церкви произошло 27 февраля 1726 года и летом того же года Екатерина I отправила царский подарок храму: священнические облачения, полный комплект богослужебных книг, серебряную церковную утварь. Более 20 лет церковь оставалась единственной в городе.

26 сентября 1747 года, в праздник Иоанна Богослова, Екатерининская церковь сгорела. И только 16 августа 1758 года протоиерей Феодор Кочнев освятил закладку нового Екатерининского собора. Работы велись как на казённые средства, так и на пожертвования горожан, собравших 9 871 рубль 35 копеек. Освящение собора состоялось 22 сентября 1768 года протоиереем Феодором Кочневым, в очередную годовщину коронации Екатерины II.

С самого основания собора в нем давали присягу горные инженеры. Позже – новобранцы. Собор имел свой хор, библиотеку, в которой, согласно описи 1920 года, числилось 1237 томов. Главной святыней храма была часть мощей Святого праведного Симеона Верхотурского. Потому дни памяти праведного Симеона собирали здесь большое количество прихожан. 1869 году в храм было передано знамя Уральского горнозаводского батальона, пожалованное императором Александром II. Знамя хранилось за правым клиросом главного храма.

В 1920-е годы начались массовые репрессии против церкви. В 1922 году, в период активного изъятия церковных ценностей под предлогом того, что они необходимы для борьбы с голодом в Поволжье, из собора была вынесена вся ценная утварь. С икон, богослужебных сосудов и других предметов сняли около 170 килограммов серебра и самоцветов. В 1925 году власти передали собор обновленческой общине, которая сделала его кафедральным. В 1926 году председателем местного союза безбожников З. Зегельманом была ликвидирована приходская библиотека, как контрреволюционная. В 1920 и 1929 годах были произведены акты вскрытия мощей Симеона Верхотурского, причём после второго они были отобраны у церкви и переданы краеведческому музею, из которого были возвращены лишь в 1991 году.

В начале 1930 года в городе на собраниях рабочих поднимается вопрос о снятии с церквей колоколов и передаче их на нужды индустриализации. 15 февраля 1930 года Свердловский горсовет принял решение о закрытии храма. 17 февраля 1930 года председатель горисполкома А.Н. Бычкова подписала решение о необходимости сноса Собора для использования его в качестве строительного материала. 15 марта ключи от собора были переданы властям и в течение нескольких недель здание было взорвано. Образовавшуюся площадь назвали площадью Труда, на месте бывшего собора разбили сквер, где впоследствии был установлен фонтан «Каменный цветок».

18 августа 1991 года на месте, где располагался алтарь бывшего собора, был установлен памятный крест, около которого ежегодно проводится молебен в честь праздника святой Екатерины (7 декабря). К 275-летию Екатеринбурга в 1998 году рядом с памятным крестом по проекту архитектора А.В. Долгова была построена каменная часовня с 5 куполами.

История Площади 1905 года

Площадь возникла в первые годы строительства Екатеринбурга и скоро стала центральным местом торговли, в связи с чем её звали Торговой. В 1745-1747 гг. на площади построена деревянная Богоявленская церковь. В 1771-1774 гг. рядом с церковью на площади построен каменный двухэтажный Богоявленский собор. В 1833 г. Собор приобрёл статус кафедрального, площадь стала называться Кафедральной.

В 1906 году появился памятник императору Александру II Освободителю. Сбор денег начался ещё в 1886 году, постамент установили через 9 лет, и только ещё через 11 лет — сам памятник. Царь был изображён в полный рост в генеральской форме без шинели, с непокрытой головой. В правой руке он держал свиток с надписью «19 февраля 1861 года» — Манифест об отмене крепостного права, а левой опирался на тумбу. Памятник отлили из чугуна на Каслинском заводе. Он стоял на восточной стороне площади, у современной гимназии №9. Весной 1917 года, ещё при Временном правительстве, памятник свергли с постамента, а сам постамент оставили.

В мае 1918 года место заняла статуя Свободы — почти такая же, какая стоит сейчас в Нью-Йорке, в короне и с горящим факелом в руке. Она простояла всего несколько месяцев, в том же 1918 году её разобрали пришедшие в город отряды Чехословацкого легиона и Белой армии. Через год на постаменте появилась голова Карла Маркса работы Степана Эрьзи, которая смотрелась довольно нелепо.

В мае 1920 года место на постаменте свергнутого царя-освободителя занял легендарный мраморный памятник Освобождённому труду работы того же Эрьзи. В представлении скульптора он выглядел как шестиметровый обнажённый мужчина с натуралистично выполненными анатомическими деталями. «Давид обнаженный», он же «Освобождённый труд», красовался на главной площади города целых пять лет, пока пуританского нрава свердловчане не настояли на его демонтаже. Памятник сняли в 1926 году, после отъезда Степана Эрьзи за границу, и до конца 1930-х он простоял в деревянном ящике во дворе Краеведческого музея. Городская легенда гласила, что простого свержения памятника общественности показалось мало, и в конце концов памятник  утопили в Городском пруду. В 2017 году, когда пруд почти полностью осушили, этот миф был окончательно разрушен.

В 1930-м году опустевший постамент взорвали вместе с собором. К тому времени он уже не был кафедральным, этот статус перешёл Екатерининскому собору. Позже на месте собора воздвигли гранитную трибуну. Местные вожди принимали отсюда приветствия трудящихся на демонстрациях. С 1948 по 1953 годы на площади 1905 года стоял памятник Сталину. Его снесли сразу после смерти Отца народов и официального развенчания культа личности.

В 1957 году на трибуне установили памятник Ленину работы скульптора В. И. Ингала, который стоит там и по сей день.

Большой Златоуст

Предположительно, автором проекта был петербургский архитектор Василий Морган. По этому проекту планировалось выстроить для церкви большое здание с тремя приделами, перед входом в которое должно было возвышаться здание Максимилиановской колокольни. Заложение первого камня состоялось 21 сентября 1847 года при участии епископа Екатеринбургского Ионы. Здание храма-колокольни получило в народе наименование «Большого Златоуста», а рядом старое здание Свято-Духовской церкви стало называться «Малым Златоустом». Строительство «Большого Златоуста» велось 29 лет. После того, как 24 июля 1876 года епископом Екатеринбургским Вассианом было проведено освящение двух алтарей, колокольня стала служить храмом.

После установления советской власти при церкви было образовано религиозное общество. Службы в нём к 1920 году посещало, по данным милиции, более 1000 человек. В 1920 году подвальные помещения церкви были заняты городскими властями под овощехранилище. В 1922 году в церкви было проведено изъятие церковных ценностей: 745 кг серебра и 234 драгоценных камней. В 1928 году власти заставили снять с церкви колокола, аргументируя это тем, что из-за ветхости креплений они могут упасть жителям на головы.

17 февраля 1930 года церковь была закрыта в ходе кампании массового закрытия церквей в городе и весной того же года была взорвана. Из полученного при её сносе кирпича было выстроено здание («Дом Обороны») на улице Малышева. На площади, где она стояла (которую впоследствии назовут площадью Малышева), образовался небольшой сквер, в котором на месте алтаря встала скульптурная группа, изображавшая сидящих рядом Сталина и Ленина в Горках. Эту скульптурную группу убрали в 1956 году после развенчания культа личности Сталина. Половина скульптуры в виде сидящего Ленина до начала перестройки была установлена у входа в ЦПКиО со стороны улицы Щорса. В 1977 году на месте алтаря церкви был сооружён монументальный памятник революционеру Ивану Малышеву.

Решение о восстановлении храма приняли Уральская горно-металлургическая компания и Русская медная компания, которые получили поддержку администрации Екатеринбурга и Екатеринбургской епархии.

Летом 2006 года памятник Ивану Малышеву был помещён в специальный каркас и перенесён на другое место. Впоследствии установлен около моста через Исеть по улице Малышева.

14 октября 2006 года, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, состоялась торжественная церемония закладки первого камня восстанавливаемого храма. 22 февраля 2008 года в Каменске-Уральском были завершены работы по отливке 1000-пудового колокола для храма. Высота колокола — 5 м, диаметр — 3 м. Он украшен полутораметровым образом Святых Царственных Страстотерпцев. Звон колокола-гиганта будет слышен в радиусе 10 км. 31 августа 2008 года в возрождаемом храме была совершена первая Божественная литургия. 9 февраля 2013 года состоялось торжественное открытие храма.

Памятники Петру I и Екатерине I

В 1885 году благодарные потомки горожан Екатеринбурга установили сразу два памятника основателям своего города: Петру I  и Екатерине I. Судя по всему, их открытие было связано с Сибирско-Уральской научно-промышленной выставкой 1887 года, к которой Екатеринбург готовился загодя. Сохранились рассказы о том, что сначала хотели установить только бюст Екатерины I, но потом решили уважить и Петра I. Надпись на памятнике Екатерине – «Основательнице города Екатеринбурга» сегодня, когда основателями считаются Татищев и де Геннин, вызвала бы много вопросов, а вот Петру как «Основателю горнозаводского дела на Урале» – вполне актуальна.

Оба бюста прекратили своё существование 26 апреля 1917 года, когда после митинга солдаты начали уничтожать все символы самодержавия. На сохранившиеся постаменты памятников 1 мая 1920 года были установлены революционные «Юный землекоп» и «Юный плотник».

Лишь в 1992 году памятник Петру I в Екатеринбурге был восстановлен. Как он выглядел до этого можно увидеть только на старых фотографиях, но они столь плохого качества, что вряд ли их можно считать хоть сколько-нибудь полезным пособием.Восстановлением памятника Петру I в Екатеринбурге занимался скульптор Г. Чехомов. Т.к. изначально памятник Петру I представлял собой исключительно только бюст на высоком постаменте, то и выплавлен был только бюст.

Заключение

Историческая памятник -  это набор передаваемых из поколения в поколение сообщений о событиях прошлого, героях, победах и поражениях, негативном опыте, несправедливости по отношению к народу. Вокруг исторических памятников в России возникают споры и конфликты. По неофициальным данным (потому что официальной статистики не существует) в наши дни страна ежегодно теряет, по разным оценкам, от 300 до 900 памятников.

Тема исторических памятников широко обсуждается, но изменение политического строя сильно повлияло на их сохранение .

Мои предложения к решению темы исторических памятников:

  • Памятники не сносить, а переносить в историческую часть города или к определенным историческим зданиям.
  • Например, памятник Скобелеву в Москве вновь открыли перед академией Генштаба.
  • Памятник И.М. Малышеву в Екатеринбурге перемещен на набережную.
  • На примере Парка искусств «Музеон» в Москве открывать в разных городах музеи скульптуры под открытым небом, где представлять восстановленные исторические памятники.
  • В исторической части города показывать виртуальноепрошлое городов с их памятниками и историческими зданиями.

Чтобы сохранить существующие памятники, необходимо бережно к ним относиться и вовремя реставрировать.

Комментарии 0
Добавить комментарий
Имя*
Email*
Комментарий*
Nota bene